2 Содержание программы 3 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка3 1.2. Цель и зада программы 7 1.3. Содержание программы7 1..4 Планируемые результаты Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Календарный график13 2.2Условия реализации программы 13 2.3 Формы аттестации 16 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 20 Приложение № 1 Календарный учебный график21 Приложение №2 Речевая карта, Итоговое обследование речи 11 16 16 36 4 Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка: Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека. Программа индивидуальных предназначена для консультаций организации коррекции с учителем-логопедом фонетических речевых расстройств у детей 5-7 лет, имеющих дислалию или стёртую форму дизартрии, посещающих группы муниципального образовательного учреждения детского сада № 34 «Золотой ключик» муниципального образования Абинский район. Данная программа может быть интересна воспитателям дошкольных учреждений имеющих педагогическое образование или специальное образование, учителям - логопедам. Программа разработана в соответствии ФЗ №273 от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации». Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов: 1. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, 5 содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 6.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями от 20.07.2000 г.; 22.08; 21.12.2004 г.; 26, 30.06.2007 г.). 7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. 8. Устав муниципального бюджетного учреждения дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 «Золотой ключик» муниципального образования Абинский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Абинский район от 20 июня 2023 года № 705. Направленность –социально – педагогическая. Актуальность программы:Исследования современной педагогической науки подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности в овладении программным материалом; речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка. Своевременно не осуществленная коррекционно –логопедическая помощь приводит к школьной дизадаптации, расстройствам в эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации. Поэтому, с целью своевременного исправления фонетических дефектов речи, необходимо проводить диагностику речевых возможностей детей и компенсировать имеющиеся дефекты речи. Новизна программысостоит в том, чтонаправленна на выравнивание речевого и психофизического развития всестороннего гармоничного развития. детей и обеспечение их 6 Программа способствует речевому развитию и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Педагогическая возрастными целесообразностьпрограммы особенностями: обусловлена разносторонними их интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Отличительной особенностью программыявляется то, что у воспитанников есть возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучениестроится поэтапно, индивидуально, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка. В обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку. Адресат программы - возраст воспитанников, обучающихся по программе «индивидуальные консультации с учителем - логопедом» с 5 до 7 лет. В группе могут заниматься и мальчики и девочки. Специальный отбор не требуется. Уровень программы базовый Объем и срок реализации программы. Программа «Индивидуальные консультации с учителем - логопедом» рассчитана на два года обучения. Объем программы: 1 год обучения - 64 часов (2 раза в неделю по 2 часа). 2 год обучения - 64 часов (2 раза в неделю по 2 часа). Форма обучения – очная 7 Особенности организации образовательного процесса Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Комплектование группы: Комплектование группы: Комплектование группы начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. По программе «Индивидуальные консультации с логопедом» могут приниматься воспитанники в течение года, без специального отбора. Форма обучения - очная Формы проведения занятий: индивидуальные занятия и самостоятельная деятельность детей с учетом отработанного речевого материала. Занятия по формированию звукопроизношения проводятся для каждого ребенка 2 раза в неделю с учителем – логопедом. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель - логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться. Каждое занятие включает в себя следующие элементы: 1. Разучивание нового артикуляционного упражнения 2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и др.) 3. Физминутка. 4. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. Режим занятий, периодичность и продолжительность. С учетом направленности программы режим учебной деятельности расписан согласно расписанию; 30 мин занятие - 10 мин перерыв. Количество занятий в неделю составляет: 2 индивидуальных занятия в неделю по1 часу каждое– 64 часа. 8 Планируемое количество воспитанников не более 10 человек. Эта норма исходит из санитарно-гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально-личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями дошкольников, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. 1.2.Цель и задачи программы Цель программы: скорректировать фонетические дефекты, максимально приблизив речь детей к речевым параметрам нормативно развивающегося ребенка дошкольника. Задачи программы: 1. Выявлять детей, нуждающихся в коррекции неосложнённых речевых дефектов. 2. Проводить коррекционно-логопедическую коррекцию фонетических дефектов речи детей. 3. Оценивать результаты работы с детьми и определять уровень развития речи детей, с возможностью продлить логопедическую коррекцию фонетических дефектов речи до 2 лет. 4. Помогать сотрудникам ДОО и родителям в создании полноценной речевой среды, координации усилий педагогов и родителей. 1.3. Содержание программы Программа предусматривает: 1. Логопедическое обследование детей, определение речевых расстройств. 2. Оказание логопедической помощи детям от 5 до 7 лет: а) коррекция недостатков звукопроизношения б) развитие фонематического слуха. 3. Консультирование родителей по вопросам преодоления речевых недостатков детей. 9 Содержание программы опирается на следующие принципы: 1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми. 2. Принцип научности предусматривает использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи. 3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения. 4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок развивается в определённом социокультурном пространстве с учётом общенациональных ценностей региона. Учебный план на 1 год обучения № Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Раздел Звукопроизношение 32 14 18 Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Развитие речевого дыхания 9 6 3 1.2 Постановка отсутствующих звуков. 9 4 5 1.3 Автоматизация поставленных звуков. 8 2 6 Дифференциация произношения вновь поставленных звуков в различных звукокомплексах. 6 1 1.1 1.4 Формы контроля Педагогичес кая диагностика Открытое занятие 2 4 Итоговая диагностика по речевой карте 2 Фонематическое восприятие 32 14 17 2.1 Дифференциация речевых и неречевыхзвуков 6 3 3 Развитие слухового внимания Дифференциация на слух 6 2 4 7 3 4 2.2 2.3 Открытое занятие 10 2.4 2.5 сохранных звуков Совершенствование навыков употребления слов сложной звуконаполняемости Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. 8 4 4 5 2 3 Итоговая диагностика по речевой карте Учебный план на 2 год обучения № Наименование раздела, темы 1 1.1 Количество часов Всего Теория Практика Раздел Звукопроизношение 32 13 19 Постановка звуков нуждающихся в коррекции 4 0 4 Формы контроля Педагогичес кая диагностика 1.2 Автоматизация поставленных звуков. 5 2 3 1.3 Дифференциация поставленных звуков во фразе Отработка слоговой структуры слов, трудных для произношения 6 2 4 1.4 Открытое занятие 6 2 4 Итоговая диагностика по речевой карте 1.5 2 2.1 2.2 2.3 Автоматизация и дифференциации поставленных звуков в свободной речи Фонематическое восприятие 11 7 4 32 10 22 Развитие умения анализировать свою речь на предмет правильности ее фонематического оформления Закрепление произношения звуков на речевом материале Совершенствование дикции 5 2 3 7 2 5 7 2 5 Открытое 11 2.4 и интонационной выразительности речи Совершенствование навыков употребления слов сложной звуконаполняемости занятие 13 4 9 Итоговая диагностика по речевой карте Содержание учебного плана Предполагается 32 рабочих недели и ориентировочно 64 занятий. В зависимости от сложности речевого нарушения возможно, как продлить коррекционную работу на срок до 2 лет, так и сократить в течении 1 года коррекции речевого развития на срок до 5 - 8 месяцев если речевой дефект удалось исправить быстрее запланированного. Содержание учебного плана первого года обучения Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь) Звукопроизношение Фонематическое восприятие Выработка дифференцированных движений Развитие способности узнавать и органов артикуляционного аппарата. различать неречевые звуки. Развитие речевого дыхания. Воспитание Развитие способности узнавать и правильной ритмико-интонационной и различать звуки речи по высоте и силе мелодической окраски речи. голоса. Закрепление навыка правильного произношения Дифференциация речевых и неречевых звуков, имеющихся в речи детей. Формирование звуков. умения дифференцировать на слух и в речи Развитие слухового внимания к сохранные звуки с опорой на их акустические и звуковой оболочке слова, слуховой артикуляционные признаки, на наглядно- памяти. Выделение звука из ряда графическую символику. других звуков. Определение наличия Постановка отсутствующих в речи звуков (в звука в слове. Различение слов, соответствии с индивидуальными особенностями близких по звуковому составу. речи детей) Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март) Продолжение работы над развитием Дифференциация на слух сохранных подвижности артикуляционного аппарата. звуков (без проговаривания) в Развитие точности произвольных движений обратных слогах; в слогах со артикуляционного аппарата. стечением Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её двух согласных; в словах и фразах; фонетического оформления. Распределение картинок, названия, Постановка отсутствующих звуков. которых включает: Автоматизация поставленных звуков в составе дифференцируемые звуки; слогов, слов, предложений, тексов. определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май) 12 Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация произношения вновь поставленных звуков в различных звукокомплексах: в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Содержание учебного плана второго года обучения Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь) Звукопроизношение Фонематическое восприятие Постановка звуков нуждающихся в коррекции в Развитие умения анализировать свою зависимости от готовности артикуляционного речь и речь окружающих на предмет аппарата ребенка. правильности её фонетического Автоматизация и дифференциация поставленных оформления. звуков в доступных для ребенка Постановка отсутствующих звуков. звукокомплексах. Дифференциация Автоматизация и дифференциация поставленных звуков во фразе. Учимся чётко поставленных звуков в составе слогов, произносить слоговые чистоговорки - попевки и слов, предложений, тексов. самостоятельно подбирать картинки к каждой Распределение картинок, названия, чистоговорки. Учить воспринимать и различать которых включает: интонационные средства выразительности в дифференцируемые звуки. чистоговорках. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март) Дифференциация поставленных звуков во фразе. Совершенствование навыков Проговаривать выученную чистоговорку как употребления в речевом контексте можно чётче и быстрее. Договаривать вторую слов сложной звуконаполняемости. часть чистоговорки – попевки (из раннее Закрепление правильного разобранных) Выучить 2 новых чистоговорки. произношения звуков на новом Отработка слоговой структуры слов, трудных для речевом материале. произношения. Воспроизводить разученные Совершенствование дикции и чистоговорки с различной интонацией (ласково – интонационной выразительности речи. сердито) и как герой (“Скажи как …”) Выучить Формирование умения различать и 3 новых чистоговорки. Использовать приём оценивать правильные эталоны «перевертыша» (когда слова чистоговорки произношения в чужой и собственной меняются местами) речи. Учить правильно пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май) 13 Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную тему. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в ходе пересказа сказок и рассказов и в ходе составления рассказа из личного опыта. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. 1.4 Планируемые результаты Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка: Ребенок не нарушает звукослоговую структуру слов. Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Речь богато интонирована. Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками. Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них фонетических дефектов речи. В этом случаи проводится диагностическое обследование состояния речи с заполнением речевой карты. 14 Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1 Календарный учебный график. Календарный учебный график прилагается. 2.2 Условия реализации программы Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает: - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением; - двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической и артикуляторной моторики; - возможность самовыражения детей. В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные консультации с детьми. Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете: 1. логопедическое обследование; 2. проведение индивидуальных занятий; 3. консультирование педагогов и родителей; 4. ведение документации. Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционной работы. Для формирования правильного звукопроизношения, подобран иллюстративный материал предметных и сюжетных картин, дидактические и настольно – печатные игры, схемы – модели, книги художественной и развивающей литературы и т.д. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики подобраны игрушки – помощники, опорные схемы на группы звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана сенсорная зона, где подобраны игрушки и пособия, в том числе и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки, конструкторы, мозаики, настольно – печатные игры – пазлы, матрешки, сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания сказок. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы: Для проведения логопедического обследования: 1.Обследование звукопроизношения; 2. Обследование состояния словарного запаса; 3. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; 15 4. Обследование слоговой структуры слова; 5. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей; 6. Картинки и тексты Для формирования правильного звукопроизношения: 1.Артикуляционные упражнения (карточки); 2. Профили звуков; 3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах; 4. Пособия для работы над речевым дыханием; 5. Предметные картинки на все изучаемые звуки; 6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков; 7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков. Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа: 1.Сигнальные кружки на дифференциацию звуков; 2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа; 3. Предметные картинки на дифференциацию звуков; 4. Тексты на дифференциацию звуков. Центр речевого развития в кабинете логопеда 1. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. 2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.) 3. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры). 4. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах. 5. Картотека словесных игр. Центр моторного и конструктивного развития в кабинете учителялогопеда 1. Плоскостные изображения предметов и объектов. 2. Разрезные картинки и пазлы. 3. Массажные мячики разных цветов и размеров. 4. Игрушки-шнуровки. 5. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них. 6. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность материалами и средствами обучения и воспитания. Оснащение кабинета № Наименование Количество п/п 16 1 Рабочий стол 1 2 Парты 1 3 Стул взрослый 1 4 Стеллаж для пособий 1 5 Стульчики детские 2 6 Зеркало настенное 1 7 Зеркало индивидуальное 2 Логопедический кабинет оснащен необходимым методическими материалами и средствами обучения . оборудованием, Методическая литературы: 1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2003 2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 3. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению.-4 е изд., доп., перераб. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018. – 136с. 4. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Кн. Для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичесва. Екатеринбург: Изд-во Литур, 2004.-320 с. 5. В.С. Володина. Альбом по развитию речи.- М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2009.-96 с. 6. Е.КосиноваУроки логопеда: учебное издание/Елена Косинова. – М.:Эксмо, ОЛИСС, 2009 7. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2008.-208 с. 8. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-240 с. Кадровое обеспечение – для реализации программы требуется учительлогопед, обладающий развития детей. профессиональными навыки в сфере речевого 17 2.3 Формы аттестации Формы подведения итогов реализации программы: На заключительном предполагается этапе, проведение по итогам педагогической каждого года диагностики, для обучения оценки эффективности педагогических действии и разработки индивидуального маршрута воспитанника, с учетом развития ребенка. Контроль осуществляется 1 раз в год –конец года, и итоговый – на конец обучения по программе. (Приложение 2) В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально оценить динамику развития параметров. 2.4 Оценочные материалы Для определения достижений учащимися планируемых результатов используется педагогическая диагностика.В конце этапа обучения учитель – логопед заполняет Итоговую речевую карту и указывает уровень улучшения фонетических возможностей речи каждого ребенка. (Приложение № 2) 2.5 Методические материалы Содержательной и концептуальной основой планирования программы стала: Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-240 с. Программа составлена с использованием современных методик и технологий коррекционно-развивающего обучения на основе программ: Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина; 18 Коноваленко В.В. Коноваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (Издательство: Гном, 2014 г) Коррекционно-логопедическая работа по данной программе осуществляется на индивидуальных занятиях с учётом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе структуры речевого дефекта по результатам диагностики речи. В качестве основных методов первичного обследования детей используются индивидуальные или фронтальные беседы с детьми, специальные задания диагностического характера, наблюдение поведения и общения детей на занятиях и в свободной деятельности, изучение медико-педагогической документации, беседы с педагогами ДОУ, родителями. Обобщение данных, полученных в ходе обследования речи ребенка, позволяет сделать объективное логопедическое заключение о состоянии речи и наметить программу коррекционной работы с каждым из них. Содержание коррекционной работы на занятиях: Общая и специальная артикуляционная гимнастика Упражнения развитие речевого дыхания Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Игры на развитие фонематического восприятия Игры на развитие зрительного и слухового внимания Описание основных методов, приемов, форм работы с детьми Развитие просодической стороны речи Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Технология коррекции звукопроизношения Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-ᴨедагогического подхода. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушением речи. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения. (Г.А. Каше) 1. Подготовительный этап Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. 19 Содержание: 1) Формирование точных движений органов артикуляции: а) с помощью логопедического массажа; б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики. 2) Формирование направленной воздушной струи. 3) Развитие мелкой моторики: а) с помощью пальчиковой гимнастики; б) с помощью массажа рук; в) с помощью самомассажа пальцев рук; г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.). 4) Развитие фонематических процессов. 5) Отработка опорных звуков. 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков Постановка звука. Цель: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание: 1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции. 2) Создание артикуляционной базы данного звука. 3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков. 4) Отработка произнесения изолированного звука. Автоматизация звука. Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи. Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Дифференциация звука. Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи. Логопедические занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов 20 изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов. Технология формирования фонематического восприятия. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность узнавать и различать звуки речи на фоне слова, выделять их последовательно чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. (Л. Е. Журова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко) Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, тренинг, игра (деловая, ролевая и т.д. Формы работы с родителями:родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия. Организация образовательного процесса – очная. 21 Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения 1.6. Список литературы 1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2003 2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 3. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению.-4 е изд., доп., перераб. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2018. – 136с. 4. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Кн. Для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичесва. Екатеринбург: Изд-во Литур, 2004.-320 с. 5. В.С. Володина. Альбом по развитию речи.- М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2009.-96 с. 6. Е.КосиноваУроки логопеда: учебное издание/Елена Косинова. – М.:Эксмо, ОЛИСС, 2009 7. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2008.-208 с. 8. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-240 с. 9. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР. 10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993. Приложение №1 Календарный учебный график Календарный учебный график 1 года обучения № Дата Тема занятия п/п 1. 2. 3. 4. Занятие 1, 2 Упражнение «Лягушка» «Окошко», «Кто дальше загонит мяч?» «Слоник», «Месим тесто»«Футбол», «Заморозим пальчики», «Почистим нижние зубы» Использование Су-Джок терапии Занятие 3,4. Упражнение «Лягушка» «Окошко», «Кто дальше загонит мяч?» «Слоник», «Месим тесто»«Футбол», «Заморозим пальчики», «Лошадки»,«Лопатка»«Иголочка», «Желобок» Игра «Я мячом круги катаю» Использование Су-Джок терапии Занятие 5,6. Повторить и отработать упражнения с прошлых недель Попеременное выполнение «Лопатки»и «Иголочки»«Трубочка». Использование Су-Джок терапии Занятие 7,8. Повторить и отработать упражнения с прошлых недель «Чашечка» и «Ковшик», «Улыбка», «Лопатка», К-во часов Форма занятия Место проведения Форма контроля 2 теория Кабинет учителялогопеда Педагогическ ая диагностика 2 теория Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 23 5. 6. 7. «Болтушка», «Барабан» «Месим тесто», «Накажем непослушный язычок» «Вкусное варенье», Игра «Поймай звук» Использование Су-Джок терапии Занятие 9, 10. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» Игра «Узнай по звуку» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Занятие 11,12 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» «Перышки» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Занятие 13,14. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» «Перышки», «Бабочки» Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» Использование Су-Джок терапии 23 2 теория Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителялогопеда 24 8. 9. 10. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Занятие 15,16. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» «Перышки» «Бабочки» Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» «Где позвонили?» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Занятие 17,18. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Фокус» «Кто быстрее?» «Одуванчики» «Перышки» «Бабочки» Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» «Где позвонили?» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Занятие 19,20. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Капитаны» Игра «Полянка» Использование Су-Джок терапии 24 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителялогопеда 25 11. 12. 13. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Занятие 21,22 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Капитаны», Игра «Полянка» «Лопата копает» Сухой бассейн «Следопыт», Игра «Высоко-низко Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Занятие 23,24. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. «Холодный ветер» Массаж пальцев кистей рук эластичным кольцом. Пальчиковая игра «Раз-два-три-четырепять», «Охотник идёт по болотам», Игра «Тихогромко» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 25,26. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Массаж пальцев кистей рук эластичным кольцом. Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 25 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 26 14. 15. 16. 17. Игра «Какое слово отличается?» Занятие 27,28. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук. «Грибок» Игра «Метель» Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Игра «Какое слово отличается?» Занятие 29,30. Повторение дыхательной артикуляционной, гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук. «Грибок», «Метель» «Индюк» «Чья фигурка дальше улетит», «Дует ветер». Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 31,32. Повторение дыхательной артикуляционной, гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук. Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 33,34. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного 26 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителя- Открытое занятие 27 18. 19. аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 35,36. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 37,38. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. логопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 20. Занятие 39,40. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 21. Занятие 41,42. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 43,44. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 22. 27 28 23. Занятие 45,46. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 24. Занятие 47,48. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 25. Занятие 49,50. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 51,52 Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Занятие 53,54. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда 26. 27. 28 29 28. Занятие 55,56. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 теория Кабинет учителялогопеда Открытое занятие 29. Занятие 57,58. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 30. Занятие 59,60 Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 31. Занятие 61,62 Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 32. Занятие 63,64 Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах 2 практика Кабинет учителялогопеда Итоговая диагностика Форма контроля Календарный учебный график 2 года обучения № Дата Тема занятия К-во часов Форма занятия Место проведения Занятие 1, 2. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного 2 теория Кабинет учителя- п/п 1. 29 30 аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. логопеда 2. Занятие 3,4. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 теория Кабинет учителялогопеда 3. Занятие 5,6. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 4. Занятие 7,8. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 теория Кабинет учителялогопеда 5. Занятие 9,10. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 теория Кабинет учителялогопеда 6. Занятие 11,12. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 теория Кабинет учителялогопеда 30 31 7. Занятие 13,14. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 8. Занятие 15,16. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 9. Занятие 17,18 Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 10. Занятие 19, 20. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 теория Кабинет учителялогопеда 11. Занятие 21,22. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 теория Кабинет учителялогопеда 12. Занятие 23,24. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. 2 практика Кабинет учителялогопеда 13. Занятие 25,26. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Учимся чётко произносить слоговые чистоговорки попевки и самостоятельно подбирать картинки к каждой чистоговорки. Учить воспринимать и различать интонационные средства выразительности 2 теория Кабинет учителялогопеда 31 32 в чистоговорках. 14. Занятие 27,28. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Учимся чётко произносить чистоговорки. Учить воспринимать и различать интонационные средства выразительности в чистоговорках. 2 теория Кабинет учителялогопеда 15. Занятие 29,30. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Воспроизводить чистоговорки с различной силой голоса. Воспроизводить чистоговорки с различной интонацией и с разным настроением (весело, грустно, жалуясь) Выучить сложную чистоговорку 2 практика Кабинет учителялогопеда 16. Занятие 31,32. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Проговаривать выученную чистоговорку как можно чётче и быстрее. Договаривать вторую часть чистоговорки – попевки (из раннее разобранных) Выучить 2 новых чистоговорки. Отработка слоговой структуры слов, трудных для произношения. 2 практика Кабинет учителялогопеда 17. Занятие 33,34. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Воспроизводить чистоговорки с различной 2 практика Кабинет учителялогопеда 32 Открытое занятие 33 интонацией и с разным настроением (весело, грустно, жалуясь. Выучить 2 новых чистоговорки. 18. 19. 20. 21. Занятие 35,36 Дифференциация поставленных звуков во фразе. Воспроизводить разученные чистоговорки с различной интонацией (ласково – сердито) и как герой (“Скажи как …”) Выучить 3 новых чистоговорки. Использовать приём «перевертыша» (когда слова чистоговорки меняются местами) Учить правильно пользоваться вопросительной, восклицател. и повествовательн. интонацией. Занятие 37,38. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Воспроизводить разученные чистоговорки самостоятельно, узнавая их по картинке. Использовать приём «перевертыша» учить детей самостоятельно менять порядок слов в чистоговорке не допуская искажения смысла. 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 практика Кабинет учителялогопеда Занятие 39,40. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Воспроизводить разученные чистоговорки по определенному 2-3 ступенчатому заданию (Н. 1) тихо, ласково, как лисичка; 2) громко, ворчливо, как мишка.) Выучить 3 новых чистоговорки. Занятие 41,42. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную 2 практика Кабинет учителялогопеда 2 теория Кабинет учителялогопеда 33 34 тему 22. Занятие 43,44. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную тему 2 теория Кабинет учителялогопеда 23. Занятие 45,46. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную тему 1 теория 1 практика Кабинет учителялогопеда 24. Занятие 47,48. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную тему 2 практика Кабинет учителялогопеда 25. Занятие 49,50. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в ходе пересказа сказок «Лиса и журавль» «Девочка и лиса» 2 практика Кабинет учителялогопеда 26. Занятие 51,52. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в ходе пересказа рассказов Л. Толстого «Пожарные собаки» «Два товарища» «Лев и собачка» 2 практика Кабинет учителялогопеда 27. Занятие 53,54. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в ходе пересказа сказки «Горшочек каши» 2 практика Кабинет учителя- 34 35 Братьев Гримм логопеда 28. Занятие 55,56. Закрепление правильного звукопроизношения в связной и спонтанной речи на материале сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Заучивание отрывков наизусть. 2 практика Кабинет учителялогопеда 29. Занятие 57,58 Закрепление правильного звукопроизношения в связной и спонтанной речи на материале стихотворения А. Фет «Весна» с разбором по вопросам, беседой и заучиванием стихотворения. 2 практика Кабинет учителялогопеда 30. Занятие 59,60. Закрепление правильного звукопроизношения в связной и спонтанной речи на материале стихотворения С. Есенина «Черемуха» с разбором по вопросам, беседой и заучиванием стихотворения. 2 практика Кабинет учителялогопеда 31. Занятие 61,62. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе составления рассказа из личного опыта. 2 практика Кабинет учителялогопеда 32. Занятие 63,64. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе составления рассказа из личного опыта. 2 практика Кабинет учителялогопеда 35 Открытое занятие Итоговая диагностика Приложение 2 РЕЧЕВАЯ КАРТА 1.Дата начала занятий:__________________________________________ 2.Фамилия, имя ребенка: ________________________________________ 3.Возраст: _____________________________________________________ 4.Жалобы родителей — __________________________________________ 5.Слух — _________________________________________________ 7.Общее развитие ребенка. _______________________________________ ________________________________________________________________ 8. Психические процессы: внимание, работоспособность __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9.Общее звучание речи: Голос ______________________ Темп речи ___________________, Артикуляция __________________, Речевое дыхание _______________. 10.Состояние артикуляционного аппарата а)строение ______________________________________________________ б)артикуляционная моторика:______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ С, 3, СЬ, 3Ь Ц Ш, Ж Ч Щ Р, Рь Л ЛЬ __________________________________________________________________ 11.Звукопроизношение 12.Фонематический слух ________________________________________ а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (п-т-к-х) слогового ряда (па-та-ка-ха)ряда слов (порт - торт - корт) б) различение на слух сходных звуков: в парах звуков (п-б) в парах слогов (па-ба) в парах слов, картинок (почка - бочка) в) воспроизведение звукового ряда (б-п-б) слогового ряда (ба-ба-па) ряда слов (почка - бочка - точка) 13.Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры _____________ 14.Лексика ______________________________________________________ 15.Грамматический строй __________________________________________ 16. Связная речь. ___________________________________________________ 38 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 17.Заключение о состоянии речевого развития: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 38 Приложение № 3 ИТОГОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ 1.Фамилия, имя ребенка: ___________________________________________ 2.Общее развитие ребенка. __________________________________________ __________________________________________________________________ 3.Общее звучание речи: Голос ____________________________________________________________, Темп речи _________________________________________________________ Артикуляция _______________________________________________________ Речевое дыхание ___________________________________________________ Состояние артикуляционного аппарата: артикуляционная моторика: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ С, 3, СЬ, 3Ь норм норма а Ц Ш, Ж норма норма ЧЩ Р, Рь норма норма Л норма ЛЬ норма 4.Зву копр оизн ошен ие 5.Фонематический слух ____________________________________________ а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (п-т-к-х) слогового ряда (па-та-ка-ха)ряда слов (порт - торт - корт) б) различение на слух сходных звуков: в парах звуков (п-б) в парах слогов (па-ба) в парах слов, картинок (почка - бочка) в) воспроизведение звукового ряда (б-п-б) слогового ряда (ба-ба-па) 40 ряда слов (почка - бочка - точка) 6.Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры не _________________________________________________________________ 7.Лексика _______________________________________________________ 8.Грамматический строй ___________________________________________ 9. Связная речь. ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Заключение о состоянии речевого развития: __________________________________________________________________ ____________________________ Дата: _____________________________________________________________ Учитель – логопед: _________________________________________________ 40