1 Краткая презентация Программы Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) – разработана педагогическим коллективом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №34 «Золотой ключик» муниципального образования Абинский район (далее ДОО) характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса ДОО. Программа МБДОУ детского сада № 34 предназначена для детей раннего и дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет), развивающихся в пределах возрастной нормы. Основной структурной единицей ДОО является группа общеразвивающей направленности полного дня пребывания для детей раннего и дошкольного возраста. Программа представляет модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающую вид ДОО и приоритетное направление деятельности. Педагогические кадры. Для реализации задач основной образовательной программы в ДОО сформирован педагогический коллектив с должным уровнем квалификации и творческого потенциала. В детском саду работает 21 педагог: музыкальный руководитель, старший воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, воспитатели (17 человек). Все педагоги, имеют специальное образование, систематически повышают свой профессиональный уровень в централизованных формах, на районных семинарах и методических объединениях, изучают программы и методики. Организация специализированной (коррекционной) помощи воспитанникам Воспитанники, нуждающиеся в коррекционной помощи, получают ее от педагога – психолога и учителя- логопеда. Коррекционно-развивающая работа с детьми с отклонением в развитии ведется по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 7 лет. Программа ДОО разработана с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской федерации №1028 от 25 ноября 2022г и является внутренним нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Программа включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п.2.9 приказа Министерства образования и науки России от 17.10.13 г.), при этом объем обязательной части составляет не менее 60% от еѐ общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное, 2 познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) и опирается на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской федерации №1028 от 25 ноября 2022г. Часть программы, сформированная участниками образовательных отношений, отражает особенности реализации основной образовательной программы в дошкольном учреждении МБДОУ детском саду № 34 . В части программы, сформированной участниками образовательных отношений, предусмотрено содержание образования, отражающее возможности педагогического коллектива, образовательные потребности воспитанников и родителей, специфику национально-культурных, этнических, географических, климатических, природных, социальных особенностей, в которых осуществляется образовательный процесс непосредственно в г. Абинске и в Краснодарском крае, расположенном на юге России, являющемся аграрным и курортным краем, а также сложившиеся традиции ДОО. В части, сформированной участниками образовательных отношений, представлены выбранные парциальные образовательные программы, а также содержание, созданное ДОО самостоятельно (региональный компонент – «Краеведение»), культурные практики, образовательные технологии, формы организации образовательной работы, направленные на развитие детей в отдельных образовательных областях, видах деятельности. Условия осуществления образовательного процесса В детском саду для успешной учебно-воспитательной работы создана необходимая материально-техническая база и комфортная развивающая среда, в которой педагоги, родители и дети являются членами образовательного содружества, заинтересованного в личностном развитии каждого. Каждая возрастная группа имеет отличительную предметно-развивающую среду для осуществления игровой и других детских видов деятельности, соответствующую возрастным, психофизическим, гендерным (для мальчиков и девочек) особенностям развития воспитанников от 1,5 до 7 лет, которая отвечает требованиям к материальнотехническому обеспечению и соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Взаимодействие педагогов с воспитанниками базируется на: сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребѐнка; коррекции и профилактики выявленных нарушений речи, психических процессов; обеспечение всестороннего развития личности ребѐнка в период дошкольного детства на основе освоения ООП ДО. предоставление воспитанникам возможности проявить себя в различных видах деятельности; обеспечении участникам воспитательно-образовательного процесса благоприятного эмоционально-психологического климата в ДОО. Медицинское обслуживание - осуществляют врач и старшая медсестра по договору с детской поликлиникой. Организация питания в ДОО. Питание в ДОО производится согласно требованиям 2.3/2.4.3590-20«Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения». 3 В десятидневном меню для воспитанников включено 4 приема пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет специалист по питанию, руководитель и специальная комиссия по питанию, в состав которой входят члены родительской общественности. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей строятся на основе сотрудничества. Для достижения целевых ориентиров дошкольного образования усилия педагогического коллектива и семей воспитанников ориентированы на достижение единых целей. Преемственность между родителями ребенка и дошкольным учреждением осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве и доверительности при создании единого пространства развития и воспитания ребенка. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт – интимно-личностную связь и изначальное единство с родными. Поэтому воспитательные отношения семьи и ДОО строятся на признании приоритета семейного воспитания. При тесном взаимодействии с родителями достигается основная цель – вовлечение семьи в образовательный процесс. Взаимодействие с родителями строится на принципах: - открытость детского сада для семьи, - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются родительским договором, включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе взаимодействия. Формы работы с родителями: Совместные обсуждения педагогами и родителями интересов, умений, потребности каждого ребенка, а также их достижений (групповые родительские собрания, индивидуальные консультации); Различные способы информирования родителей об учебном процессе (родительские собрания, информационные стенды, анкетирование, беседы); Совместные наблюдения за деятельностью ребенка (День открытых дверей); Дистанционное консультирование и общение на сайте ДОО; Совместные досуговые мероприятия. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей: в начале каждого года составляется социологический паспорт групп ДОО, выявляются социально неблагополучные, незащищенные семьи, семьи «группы риска»; в начале каждого года проводится анкетирование родителей, с учетом данного анкетирования составляется план работы с родителями на год; в конце каждого года проводится мониторинг удовлетворенности родителями деятельностью ДОО и при анализе данной деятельности оформляется проект плана работы с родителями на следующий учебный год. С краткой презентацией Программы можно также ознакомиться на официальном сайте ДОО https://abinsk34.tvoysadik.ru/ 4 Программа ДОО опирается на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской федерации № 1028 от 25 ноября 2022г. ФОП ДО реализуется педагогическими работниками ДОО во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми ДОО. Составляет, примерно 80% от общего объема Программы. Согласно п. 26.5 ФОП ДО, деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: Диагностико аналитическое - получениеи анализ данных о семье, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей); планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; -согласование воспитательных задач Просветительское Консультационное Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам: -особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; - выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; - ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; - условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; - содержании и методах образовательной работы с детьми; Консультированиеродителей (законных представителей) по вопросам: - их взаимодействия с ребёнком, - преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; - особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; - возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; - способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и т.д. Решение основных задач взаимодействия с родителями по направлениям деятельности реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями): 5 Диагностикоаналитическое НАПРАВЛЕНИЯ направление Информирование опросы, родителей анкетирование с применением информационных технологий; Просвещение социологические родителей срезы, педагогические беседы с родителями Ответственное и (законными осознанное представителями); родительство дни (недели) Сотрудничество и открытых дверей, установления открытые просмотры партнёрских занятий и других отношений видов деятельности детей. Просветительское и консультационное направление ЗАДАЧИ Вовлечение родителей в образовательный процесс групповые родительские собрания, круглые столы, семинары- практикумы, консультации, педагогические гостиные, акции, проекты, мастеклассы; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных представителей); педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями, конкурсы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений В рамках реализации области «Физическое развитие» взаимодействие с родителями имеет два аспекта: узкоспециализированное, по вопросам спортивных занятий, и широконаправленное, связанное с формированием качества личности, которое играет ключевую роль в позитивной социализации ребенка, - инициативности. Родители принимают участие в диагностике инициативы с помощью разработанной методики. двигательной Остальные особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, полностью совпадают с обязательной частью Программы. Приложение Примерный перечень парциальных программ для наполнения ЧФУ Программы Программа Авторы РАННИЙ ВОЗРАСТ Образ.область 6 Парциальная программа «Ладушки» (1,5-3 И. Каплунова, года) И. Новоскольцева ХЭР ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Парциальная программа «Основы Н.Н. Авдеева, О.Л. СН безопасности детей дошкольного возраста» Князева, Р.Б, Стеркина. программа для дошкольных образовательных учреждений Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б, Стеркиной. СПб.: «Детство –Пресс, 2011г. ПозН Парциальная программа «Кубановедение» дополняет содержание по всем образовательным областям. Программа реализуется педагогическим коллективом во всех помещениях, на всей территории, со всеми детьми ДОО. Составляет примерно 10% от общего объема Программы