Индивидуальные консультации с учителем логопедом ДОО 34 2023-2024 г.

2

Содержание программы

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка3
1.2. Цель и зада программы 7
1.3. Содержание программы7
1..4 Планируемые результаты
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный график13
2.2Условия реализации программы 13
2.3 Формы аттестации
16
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
20
Приложение № 1 Календарный учебный график21
Приложение №2 Речевая карта, Итоговое обследование речи

11

16
16

36

4

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка:
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того,
насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько
достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия
воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.
Программа

индивидуальных

предназначена

для

консультаций

организации

коррекции

с

учителем-логопедом

фонетических

речевых

расстройств у детей 5-7 лет, имеющих дислалию или стёртую форму
дизартрии,

посещающих

группы

муниципального

образовательного

учреждения детского сада № 34 «Золотой ключик» муниципального
образования Абинский район.
Данная программа может быть интересна воспитателям дошкольных
учреждений

имеющих

педагогическое

образование

или

специальное

образование, учителям - логопедам.
Программа разработана в соответствии ФЗ №273 от 29.12.12 г. «Об
образовании

в

Российской

Федерации».

Реализация

программы

осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 года № 1726-р.
3.

Постановление

Главного государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

5

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций дополнительного образования детей».
6.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями от 20.07.2000 г.;
22.08; 21.12.2004 г.; 26, 30.06.2007 г.).
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы.
8.

Устав муниципального бюджетного учреждения

дошкольного

образовательного учреждения детского сада № 34 «Золотой ключик»
муниципального

образования

Абинский

район,

утвержденный

постановлением администрации муниципального образования Абинский
район от 7 ноября 2018 года № 1290.
Направленность –социально – педагогическая.
Актуальность программы:Исследования современной педагогической
науки подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых
нарушений детей дошкольного возраста, так как у детей с отклонениями в
речевом развитии выявляются значительные трудности в овладении
программным материалом; речевые нарушения в той или иной степени
препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка.
Своевременно не осуществленная коррекционно –логопедическая помощь
приводит к школьной дизадаптации, расстройствам в эмоциональной и
личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации.
Поэтому, с целью своевременного исправления фонетических дефектов
речи, необходимо проводить диагностику речевых возможностей детей и
компенсировать имеющиеся дефекты речи.
Новизна программысостоит в том, чтонаправленна на выравнивание
речевого

и

психофизического

развития

всестороннего гармоничного развития.

детей

и

обеспечение

их

6

Программа способствует речевому развитию и отвечает запросам
различных

социальных

групп

нашего

общества,

обеспечивает

совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Педагогическая
возрастными

целесообразностьпрограммы

особенностями:

обусловлена

разносторонними

их

интересами,

любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа
призвана

расширить

овладение

детьми

самостоятельной,

связной,

грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что
формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает
преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Отличительной

особенностью

программыявляется

то,

что

у

воспитанников есть возможности начать обучение с любого момента, т.к. в
обучениестроится

поэтапно,

индивидуально,

ориентируясь

на

индивидуальные особенности ребенка. В обеспечении доступности каждому
испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть
результаты, получить одобрение и поддержку.
Адресат программы - возраст воспитанников, обучающихся по
программе «индивидуальные консультации с учителем - логопедом» с 5 до 7
лет. В группе могут заниматься и мальчики и девочки. Специальный отбор не
требуется.
Уровень программы базовый
Объем и срок реализации программы.
Программа «Индивидуальные консультации с учителем - логопедом»
рассчитана на два года обучения.
Объем программы:
1 год обучения - 64 часов (2 раза в неделю по 2 часа).
2 год обучения - 64 часов (2 раза в неделю по 2 часа).
Форма обучения – очная

7

Особенности организации образовательного процесса
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Комплектование группы:
Комплектование группы:
Комплектование группы начинается с 1 сентября и заканчивается 31
мая.
По программе «Индивидуальные консультации с логопедом» могут
приниматься воспитанники в течение года, без специального отбора.
Форма обучения - очная
Формы
проведения
занятий:
индивидуальные
занятия
и
самостоятельная деятельность детей с учетом отработанного речевого
материала. Занятия по формированию звукопроизношения проводятся для
каждого ребенка 2 раза в неделю с учителем – логопедом. В зависимости от
индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного
материала, динамики их продвижения учитель - логопед в течение учебного
года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия
могут дробиться, видоизменяться.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,
самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок,
массажными ёжиками и др.)
3. Физминутка.
4. Упражнения
направленные
на
формирование
правильного
(диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
С учетом направленности программы режим учебной деятельности
расписан согласно расписанию; 30 мин занятие - 10 мин перерыв. Количество
занятий в неделю составляет:
2 индивидуальных занятия в неделю по1 часу каждое– 64 часа.

8

Планируемое количество воспитанников не более 10 человек. Эта норма
исходит из санитарно-гигиенических норм. Такое количество позволяет
педагогу реализовать на практике принцип индивидуально-личностного
подхода к обучающимся, что очень важно.
Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями дошкольников, что
предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: скорректировать фонетические дефекты, максимально
приблизив речь детей к речевым параметрам нормативно развивающегося
ребенка дошкольника.
Задачи программы:
1.
Выявлять
детей,
нуждающихся
в
коррекции
неосложнённых речевых дефектов.
2.
Проводить
коррекционно-логопедическую
коррекцию
фонетических дефектов речи детей.
3.
Оценивать результаты работы с детьми и определять
уровень развития речи детей, с возможностью продлить
логопедическую коррекцию фонетических дефектов речи до 2 лет.
4.
Помогать сотрудникам ДОО и родителям в создании
полноценной речевой среды, координации усилий педагогов и
родителей.
1.3. Содержание программы
Программа предусматривает:
1.
Логопедическое обследование детей, определение речевых
расстройств.
2.
Оказание логопедической помощи детям от 5 до 7 лет:
а) коррекция недостатков звукопроизношения
б) развитие фонематического слуха.
3.
Консультирование родителей по вопросам преодоления речевых
недостатков детей.

9

Содержание программы опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое
недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений
с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
2. Принцип научности предусматривает использование передовых
современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе
оказания детям логопедической помощи.
3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход
к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени
тяжести речевого нарушения.
4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок
развивается в определённом социокультурном пространстве с учётом
общенациональных ценностей региона.
Учебный план на 1 год обучения
№

Наименование раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Раздел Звукопроизношение

32

14

18

Подготовка
артикуляционного аппарата
к
постановке
звуков.
Развитие речевого дыхания

9

6

3

1.2

Постановка отсутствующих
звуков.

9

4

5

1.3

Автоматизация
поставленных звуков.

8

2

6

Дифференциация
произношения
вновь
поставленных
звуков
в
различных звукокомплексах.

6

1
1.1

1.4

Формы
контроля

Педагогичес
кая
диагностика

Открытое
занятие

2

4

Итоговая
диагностика
по речевой
карте

2

Фонематическое восприятие

32

14

17

2.1

Дифференциация речевых и
неречевыхзвуков

6

3

3

Развитие
слухового
внимания
Дифференциация на слух

6

2

4

7

3

4

2.2
2.3

Открытое
занятие

10

2.4
2.5

сохранных звуков
Совершенствование навыков
употребления слов сложной
звуконаполняемости
Формирование
умения
различать
и
оценивать
правильные
эталоны
произношения в чужой и
собственной речи.

8

4

4

5

2

3

Итоговая
диагностика
по речевой
карте

Учебный план на 2 год обучения
№

Наименование раздела,
темы

1
1.1

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Раздел Звукопроизношение

32

13

19

Постановка
звуков
нуждающихся в коррекции

4

0

4

Формы
контроля

Педагогичес
кая
диагностика

1.2

Автоматизация
поставленных звуков.

5

2

3

1.3

Дифференциация
поставленных звуков во
фразе
Отработка
слоговой
структуры слов, трудных для
произношения

6

2

4

1.4

Открытое
занятие

6

2

4

Итоговая
диагностика
по речевой
карте

1.5

2
2.1

2.2
2.3

Автоматизация
и
дифференциации
поставленных
звуков
в
свободной речи
Фонематическое восприятие

11

7

4

32

10

22

Развитие
умения
анализировать свою речь на
предмет правильности ее
фонематического
оформления
Закрепление произношения
звуков на речевом материале
Совершенствование дикции

5

2

3

7

2

5

7

2

5

Открытое

11

2.4

и
интонационной
выразительности речи
Совершенствование навыков
употребления слов сложной
звуконаполняемости

занятие

13

4

9

Итоговая
диагностика
по речевой
карте

Содержание учебного плана
Предполагается 32 рабочих недели и ориентировочно 64 занятий. В
зависимости от сложности речевого нарушения возможно, как продлить
коррекционную работу на срок до 2 лет, так и сократить в течении 1 года
коррекции речевого развития на срок до 5 - 8 месяцев если речевой дефект
удалось исправить быстрее запланированного.
Содержание учебного плана первого года обучения
Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь)
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Выработка дифференцированных движений
Развитие способности узнавать и
органов артикуляционного аппарата.
различать неречевые звуки.
Развитие
речевого
дыхания.
Воспитание Развитие способности узнавать и
правильной
ритмико-интонационной
и различать звуки речи по высоте и силе
мелодической окраски речи.
голоса.
Закрепление навыка правильного произношения Дифференциация речевых и неречевых
звуков, имеющихся в речи детей. Формирование звуков.
умения дифференцировать на слух и в речи Развитие слухового внимания к
сохранные звуки с опорой на их акустические и звуковой оболочке слова, слуховой
артикуляционные признаки, на наглядно- памяти. Выделение звука из ряда
графическую символику.
других звуков. Определение наличия
Постановка отсутствующих в речи звуков (в звука в слове. Различение слов,
соответствии с индивидуальными особенностями близких по звуковому составу.
речи детей)
Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март)
Продолжение
работы
над
развитием Дифференциация на слух сохранных
подвижности
артикуляционного
аппарата. звуков
(без
проговаривания)
в
Развитие точности произвольных движений обратных слогах; в слогах со
артикуляционного аппарата.
стечением
Развитие умения анализировать свою речь и речь
окружающих на предмет правильности её двух согласных; в словах и фразах;
фонетического оформления.
Распределение картинок, названия,
Постановка отсутствующих звуков.
которых
включает:
Автоматизация поставленных звуков в составе дифференцируемые
звуки;
слогов, слов, предложений, тексов.
определённый заданный звук.
Совершенствование
навыков
употребления в речевом контексте
слов сложной звуконаполняемости;
Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май)

12

Автоматизация поставленных звуков в речи.
Дифференциация
произношения
вновь
поставленных
звуков
в
различных
звукокомплексах: в прямых и обратных слогах; в
слогах со стечением трёх согласных; в словах и
фразах; в коротких текстах и стихах. Закрепление
правильного произношения звуков на новом
речевом материале. Совершенствование дикции
и интонационной выразительности речи.

Дифференциация на слух сохранных
звуков
(без
проговаривания)
в
обратных слогах; в слогах со
стечением двух согласных; в словах и
фразах;
Формирование умения различать и
оценивать
правильные
эталоны
произношения в чужой и собственной
речи.

Содержание учебного плана второго года обучения
Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь)
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в Развитие умения анализировать свою
зависимости от готовности артикуляционного речь и речь окружающих на предмет
аппарата ребенка.
правильности
её
фонетического
Автоматизация и дифференциация поставленных оформления.
звуков
в
доступных
для
ребенка Постановка отсутствующих звуков.
звукокомплексах.
Дифференциация Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков во фразе. Учимся чётко поставленных звуков в составе слогов,
произносить слоговые чистоговорки - попевки и слов,
предложений,
тексов.
самостоятельно подбирать картинки к каждой Распределение картинок, названия,
чистоговорки. Учить воспринимать и различать которых
включает:
интонационные средства выразительности в дифференцируемые
звуки.
чистоговорках.
Совершенствование
навыков
употребления в речевом контексте
слов сложной звуконаполняемости.
Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март)
Дифференциация поставленных звуков во фразе. Совершенствование
навыков
Проговаривать выученную чистоговорку как употребления в речевом контексте
можно чётче и быстрее. Договаривать вторую слов сложной звуконаполняемости.
часть чистоговорки – попевки (из раннее Закрепление
правильного
разобранных) Выучить 2 новых чистоговорки. произношения звуков на новом
Отработка слоговой структуры слов, трудных для речевом
материале.
произношения. Воспроизводить разученные Совершенствование
дикции
и
чистоговорки с различной интонацией (ласково – интонационной выразительности речи.
сердито) и как герой (“Скажи как …”) Выучить Формирование умения различать и
3 новых чистоговорки. Использовать приём оценивать
правильные
эталоны
«перевертыша» (когда слова чистоговорки произношения в чужой и собственной
меняются местами)
речи.
Учить правильно пользоваться вопросительной,
восклицательной
и
повествовательной
интонацией.
Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май)

13

Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в свободной речи в ходе беседы на
заданную тему.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в ходе пересказа сказок и рассказов и в
ходе составления рассказа из личного опыта.

Совершенствование
навыков
употребления в речевом контексте
слов сложной звуконаполняемости.
Закрепление
правильного
произношения звуков на новом
речевом
материале.
Совершенствование
дикции
и
интонационной выразительности речи.
Формирование умения различать и
оценивать
правильные
эталоны
произношения в чужой и собственной
речи.

1.4 Планируемые результаты
Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально
приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка:

Ребенок не нарушает звукослоговую структуру слов.

Звукопроизношение соответствует возрастной норме.
Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная.
Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.

Темп и ритм речи, паузация нормальные. Речь богато
интонирована.

Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с
оппозиционными звуками.

Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные
звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в
произношении.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере
устранения у них фонетических дефектов речи. В этом случаи проводится
диагностическое обследование состояния речи с заполнением речевой
карты.

14

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график.
Календарный учебный график прилагается.

2.2 Условия реализации программы
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов
в кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно –
пространственным окружением;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической и артикуляторной моторики;
- возможность самовыражения детей.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные консультации с
детьми.
Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:
1.
логопедическое обследование;
2.
проведение индивидуальных занятий;
3.
консультирование педагогов и родителей;
4.
ведение документации.
Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционной
работы. Для формирования правильного звукопроизношения, подобран
иллюстративный материал предметных и сюжетных картин, дидактические и
настольно – печатные игры, схемы – модели, книги художественной и
развивающей литературы и т.д. Для проведения артикуляционной и
мимической гимнастики подобраны игрушки – помощники, опорные схемы
на группы звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана
сенсорная зона, где подобраны игрушки и пособия, в том числе и для
самостоятельной деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы
муляжей, крупные и мелкие игрушки, конструкторы, мозаики, настольно –
печатные игры – пазлы, матрешки, сборные игрушки, настольный материал
для обыгрывания сказок.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
Для проведения логопедического обследования:
1.Обследование звукопроизношения;
2. Обследование состояния словарного запаса;
3. Обследование фонематического восприятия, фонематического
анализа и синтеза, фонематических представлений;

15

4. Обследование слоговой структуры слова;
5. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
6. Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
1.Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1.Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
4. Тексты на дифференциацию звуков.
Центр речевого развития в кабинете логопеда
1. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания
(свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные
игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и
т.п.)
3. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации
свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков
(слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки,
скороговорки, тексты, словесные игры).
4. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и
дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и
йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
5. Картотека словесных игр.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете учителялогопеда
1. Плоскостные изображения предметов и объектов.
2. Разрезные картинки и пазлы.
3. Массажные мячики разных цветов и размеров.
4. Игрушки-шнуровки.
5. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
6. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
материалами и средствами обучения и воспитания.
Оснащение кабинета
№
Наименование
Количество
п/п

16

1

Рабочий стол

1

2

Парты

1

3

Стул взрослый

1

4

Стеллаж для пособий

1

5

Стульчики детские

2

6

Зеркало настенное

1

7

Зеркало
индивидуальное

2

Логопедический
кабинет
оснащен
необходимым
методическими материалами и средствами обучения .

оборудованием,

Методическая литературы:
1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по
логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера»,
2003
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.
методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
3. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению.-4
е изд., доп., перераб. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.
– 136с.
4. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Кн. Для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б.
Филичесва. Екатеринбург: Изд-во Литур, 2004.-320 с.
5. В.С. Володина. Альбом по развитию речи.- М.: ЗАО «Росмэн-Пресс»,
2009.-96 с.
6. Е.КосиноваУроки логопеда: учебное издание/Елена Косинова. –
М.:Эксмо, ОЛИСС, 2009
7. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО
«Олма Медиа Групп», 2008.-208 с.
8. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до
7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-240 с.
Кадровое обеспечение – для реализации программы требуется учительлогопед, обладающий
развития детей.

профессиональными навыки в сфере речевого

17

2.3 Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
На

заключительном

предполагается

этапе,

проведение

по

итогам

педагогической

каждого

года

диагностики,

для

обучения
оценки

эффективности педагогических действии и разработки индивидуального
маршрута воспитанника, с учетом развития ребенка.
Контроль осуществляется 1 раз в год –конец года, и итоговый – на конец
обучения по программе. (Приложение 2)
В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально
оценить динамику развития параметров.

2.4 Оценочные материалы
Для определения достижений учащимися планируемых результатов
используется педагогическая диагностика.В конце этапа обучения учитель –
логопед заполняет Итоговую речевую карту и указывает уровень улучшения
фонетических возможностей речи каждого ребенка. (Приложение № 2)

2.5 Методические материалы
Содержательной и концептуальной основой планирования программы стала:




Комплексная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. –
СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-240 с.
Программа составлена с использованием современных методик и
технологий коррекционно-развивающего обучения на основе
программ: Программа логопедической работы по преодолению
фонетико - фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б.
Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В.
Лагутина;

18


Коноваленко В.В. Коноваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения» (Издательство: Гном, 2014
г)

Коррекционно-логопедическая
работа
по
данной
программе
осуществляется на индивидуальных занятиях с учётом возрастных,
интеллектуальных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, на
основе структуры речевого дефекта по результатам диагностики речи. В
качестве основных методов первичного обследования детей используются
индивидуальные или фронтальные беседы с детьми, специальные задания
диагностического характера, наблюдение поведения и общения детей на
занятиях и в свободной деятельности, изучение медико-педагогической
документации, беседы с педагогами ДОУ, родителями.
Обобщение данных, полученных в ходе обследования речи
ребенка, позволяет сделать объективное логопедическое заключение о
состоянии речи и наметить программу коррекционной работы с каждым из
них.
Содержание коррекционной работы на занятиях:
 Общая и специальная артикуляционная гимнастика
 Упражнения развитие речевого дыхания
 Упражнения на развитие общей и мелкой моторики
 Игры на развитие фонематического восприятия
 Игры на развитие зрительного и слухового внимания
Описание основных методов, приемов, форм работы с детьми
Развитие просодической стороны речи
Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию
правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой
режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно
изменять силу голоса: говорить тише, громче умеренно громко, тихо,
шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение
изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе.
Продолжать
работу
над
четкостью
дикции,
интонационной
выразительностью речи.
Технология коррекции звукопроизношения
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного
звукопроизношения строится на основе психолого-ᴨедагогического подхода.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с
нарушением речи. Исходя из целей и задач логопедического воздействия,
традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.
(Г.А. Каше)
1. Подготовительный этап
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к
правильному восприятию и произнесению звуков.

19

Содержание:
1) Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2) Формирование направленной воздушной струи.
3) Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,
мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
4) Развитие фонематических процессов.
5) Отработка опорных звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Постановка
звука.
Цель:
добиться
правильного
произношения
изолированного звука.
Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и
движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных
звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.
Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в
слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Дифференциация звука.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно
употреблять их в собственной речи.
Содержание:
постепенная,
последовательная
дифференциация
смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в
изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и
собственной речи.
Логопедические
занятия
направлены
на
формирование
артикуляционных
укладов
нарушенных
звуков,
их
постановку,
автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и
расширение словарного запаса. Последовательность устранения выявленных
дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с
речевыми
особенностями
каждого
ребенка.
Постановка
звуков
осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в
период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов

20

изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и
детализируются в зависимости от состояния строения и функции
артикуляционного
аппарата.
При
закреплении
артикуляции
последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для
произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной
устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы
родного языка.
Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются
звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки,
смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе
дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков
подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал
расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению
правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на
несколько этапов.
Технология формирования фонематического восприятия. В современной
методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что
практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая
предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом. К. Д.
Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто
понял звуко-слоговое строение слова». Фонематическое восприятие – первая
ступень в поступательном движении к овладению грамотой, способность
различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно,
звуковой анализ – способность узнавать и различать звуки речи на фоне
слова, выделять их последовательно
чтобы воспроизвести звуки в
письменной форме.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить
следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. (Л. Е. Журова,
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко)
Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие,
практическое занятие, тренинг, игра (деловая, ролевая и т.д.
Формы работы с родителями:родительские собрания, консультации,
беседы, открытые занятия.
Организация образовательного процесса – очная.

21

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения
в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами
практического исполнения

1.6.

Список литературы

1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по
логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера»,
2003
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.
методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
3. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников
чтению.-4 е изд., доп., перераб. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2018. – 136с.
4. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Кн. Для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б.
Филичесва. Екатеринбург: Изд-во Литур, 2004.-320 с.
5. В.С. Володина. Альбом по развитию речи.- М.: ЗАО «Росмэн-Пресс»,
2009.-96 с.
6. Е.КосиноваУроки логопеда: учебное издание/Елена Косинова. –
М.:Эксмо, ОЛИСС, 2009
7. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО
«Олма Медиа Групп», 2008.-208 с.
8. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. –
СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-240 с.
9. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для
детей с ОНР.
10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.

Приложение №1
Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 года обучения
№

Дата

Тема занятия

п/п
1.

2.

3.

4.

Занятие 1, 2
Упражнение «Лягушка» «Окошко», «Кто дальше
загонит мяч?» «Слоник», «Месим тесто»«Футбол»,
«Заморозим пальчики», «Почистим нижние зубы»
Использование Су-Джок терапии
Занятие 3,4.
Упражнение «Лягушка» «Окошко», «Кто дальше
загонит мяч?» «Слоник», «Месим тесто»«Футбол»,
«Заморозим
пальчики»,
«Лошадки»,«Лопатка»«Иголочка», «Желобок»
Игра «Я мячом круги катаю»
Использование Су-Джок терапии
Занятие 5,6.
Повторить и отработать упражнения с прошлых
недель
Попеременное
выполнение
«Лопатки»и
«Иголочки»«Трубочка». Использование
Су-Джок
терапии
Занятие 7,8.
Повторить и отработать упражнения с прошлых
недель «Чашечка» и
«Ковшик», «Улыбка»,
«Лопатка»,

К-во
часов

Форма занятия

Место
проведения

Форма
контроля

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

Педагогическ
ая
диагностика

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

23

5.

6.

7.

«Болтушка», «Барабан»
«Месим тесто», «Накажем непослушный язычок»
«Вкусное варенье», Игра «Поймай звук»
Использование Су-Джок терапии
Занятие 9, 10.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики.
Проговаривание чистоговорок с простыми звуками.
«Одуванчики»
Игра «Узнай по звуку»
Использование Су-Джок терапии
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка.
Занятие 11,12
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики.
Проговаривание чистоговорок с простыми звуками.
«Одуванчики» «Перышки»
Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук»
Использование Су-Джок терапии
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка.
Занятие 13,14.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики.
Проговаривание чистоговорок с простыми звуками.
«Одуванчики» «Перышки», «Бабочки»
Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку»
«Поймай звук»
Использование Су-Джок терапии
23

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

24

8.

9.

10.

Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка.
Занятие 15,16.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики.
Проговаривание чистоговорок с простыми звуками.
«Одуванчики» «Перышки» «Бабочки»
Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку»
«Поймай звук» «Где позвонили?»
Использование Су-Джок терапии
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка.
Занятие 17,18.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики.
Проговаривание чистоговорок с простыми звуками.
«Фокус» «Кто быстрее?» «Одуванчики» «Перышки»
«Бабочки»
Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку»
«Поймай звук» «Где позвонили?»
Использование Су-Джок терапии
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка.
Занятие 19,20.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение
дыхательной
гимнастики.
Проговаривание чистоговорок с простыми звуками.
«Капитаны» Игра «Полянка»
Использование Су-Джок терапии
24

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

25

11.

12.

13.

Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка.
Занятие 21,22
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение
дыхательной
гимнастики.
Проговаривание чистоговорок с простыми звуками.
«Капитаны», Игра «Полянка» «Лопата копает» Сухой
бассейн
«Следопыт»,
Игра
«Высоко-низко
Использование Су-Джок терапии Постановка звуков
нуждающихся в коррекции в зависимости от
готовности артикуляционного аппарата ребенка.
Занятие 23,24.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики. «Холодный
ветер» Массаж пальцев кистей рук эластичным
кольцом. Пальчиковая игра «Раз-два-три-четырепять», «Охотник идёт по болотам», Игра «Тихогромко»
Использование
Су-Джок терапии
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.
Занятие 25,26.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики. Массаж
пальцев
кистей
рук
эластичным
кольцом.
Использование Су-Джок терапии Постановка звуков
нуждающихся в коррекции в зависимости от
готовности артикуляционного аппарата ребенка.
Автоматизация поставленных звуков в доступных
для ребенка звукокомплексах.
25

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

26

14.

15.

16.

17.

Игра «Какое слово отличается?»
Занятие 27,28.
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика.
Повторение дыхательной гимнастики. Самомассаж
пальцев кистей рук. «Грибок» Игра «Метель»
Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков
нуждающихся в коррекции в зависимости от
готовности артикуляционного аппарата ребенка.
Автоматизация поставленных звуков в доступных
для ребенка звукокомплексах. Игра «Какое слово
отличается?»
Занятие 29,30.
Повторение
дыхательной
артикуляционной,
гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук.
«Грибок», «Метель» «Индюк» «Чья фигурка дальше
улетит», «Дует ветер». Использование Су-Джок
терапии. Постановка звуков нуждающихся в
коррекции
в
зависимости
от
готовности
артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация
поставленных звуков в доступных для ребенка
звукокомплексах.
Занятие 31,32.
Повторение
дыхательной
артикуляционной,
гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук.
Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков
нуждающихся в коррекции в зависимости от
готовности артикуляционного аппарата ребенка.
Автоматизация поставленных звуков в доступных для
ребенка звукокомплексах.
Занятие 33,34.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
26

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителя-

Открытое
занятие

27

18.

19.

аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.
Занятие 35,36.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.
Занятие 37,38.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

логопеда
2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

20.

Занятие 39,40.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

21.

Занятие 41,42.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.
Занятие 43,44.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

22.

27

28

23.

Занятие 45,46.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

24.

Занятие 47,48.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

25.

Занятие 49,50.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков в доступных для ребенка
звукокомплексах.
Занятие 51,52
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков в доступных для ребенка
звукокомплексах.
Занятие 53,54.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков в доступных для ребенка
звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

26.

27.

28

29

28.

Занятие 55,56.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

Открытое
занятие

29.

Занятие 57,58.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

30.

Занятие 59,60
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

31.

Занятие 61,62
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

32.

Занятие 63,64
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

Итоговая
диагностика

Форма
контроля

Календарный учебный график 2 года обучения
№

Дата

Тема занятия

К-во
часов

Форма
занятия

Место
проведения

Занятие 1, 2.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного

2

теория

Кабинет
учителя-

п/п
1.

29

30

аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков в доступных для ребенка
звукокомплексах.

логопеда

2.

Занятие 3,4.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков в доступных для ребенка
звукокомплексах.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

3.

Занятие 5,6.
Постановка звуков нуждающихся в коррекции в
зависимости от готовности артикуляционного
аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков в доступных для ребенка
звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

4.

Занятие 7,8.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

5.

Занятие 9,10.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

6.

Занятие 11,12.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

30

31

7.

Занятие 13,14.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

8.

Занятие 15,16.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

9.

Занятие 17,18
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

10.

Занятие 19, 20.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

11.

Занятие 21,22.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

12.

Занятие 23,24.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в доступных для ребенка звукокомплексах.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

13.

Занятие 25,26.
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Учимся чётко произносить слоговые чистоговорки попевки и самостоятельно подбирать картинки к
каждой чистоговорки. Учить воспринимать и
различать интонационные средства выразительности

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

31

32

в чистоговорках.

14.

Занятие 27,28.
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Учимся чётко произносить чистоговорки. Учить
воспринимать и различать интонационные средства
выразительности в чистоговорках.

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

15.

Занятие 29,30.
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Воспроизводить чистоговорки с различной силой
голоса. Воспроизводить чистоговорки с различной
интонацией и с разным настроением (весело, грустно,
жалуясь) Выучить сложную чистоговорку

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

16.

Занятие 31,32.
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Проговаривать выученную чистоговорку как можно
чётче и быстрее. Договаривать вторую часть
чистоговорки – попевки (из раннее разобранных)
Выучить 2 новых чистоговорки. Отработка слоговой
структуры слов, трудных для произношения.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

17.

Занятие 33,34.
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Воспроизводить
чистоговорки
с
различной

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

32

Открытое
занятие

33

интонацией и с разным настроением (весело, грустно,
жалуясь. Выучить 2 новых чистоговорки.

18.

19.

20.

21.

Занятие 35,36
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Воспроизводить
разученные
чистоговорки
с
различной интонацией (ласково – сердито) и как
герой (“Скажи как …”)
Выучить 3 новых
чистоговорки. Использовать приём «перевертыша»
(когда слова чистоговорки меняются местами) Учить
правильно
пользоваться
вопросительной,
восклицател. и повествовательн. интонацией.
Занятие 37,38.
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Воспроизводить
разученные
чистоговорки
самостоятельно,
узнавая
их
по
картинке.
Использовать приём «перевертыша» учить детей
самостоятельно менять порядок слов в чистоговорке
не допуская искажения смысла.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

Занятие 39,40.
Дифференциация поставленных звуков во фразе.
Воспроизводить
разученные
чистоговорки
по
определенному 2-3 ступенчатому заданию (Н. 1) тихо,
ласково, как лисичка; 2) громко, ворчливо, как
мишка.)
Выучить 3 новых чистоговорки.
Занятие 41,42.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

33

34

тему

22.

Занятие 43,44.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную
тему

2

теория

Кабинет
учителялогопеда

23.

Занятие 45,46.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную
тему

1

теория

1

практика

Кабинет
учителялогопеда

24.

Занятие 47,48.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную
тему

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

25.

Занятие 49,50.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в ходе пересказа сказок «Лиса и журавль»
«Девочка и лиса»

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

26.

Занятие 51,52.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в ходе пересказа рассказов Л. Толстого
«Пожарные собаки» «Два товарища» «Лев и собачка»

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

27.

Занятие 53,54.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в ходе пересказа сказки «Горшочек каши»

2

практика

Кабинет
учителя-

34

35

Братьев Гримм

логопеда

28.

Занятие 55,56.
Закрепление правильного звукопроизношения в
связной и спонтанной речи на материале сказки А. С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Заучивание
отрывков наизусть.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

29.

Занятие 57,58
Закрепление правильного звукопроизношения в
связной и спонтанной речи на материале
стихотворения А. Фет «Весна» с разбором по
вопросам, беседой и заучиванием стихотворения.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

30.

Занятие 59,60.
Закрепление правильного звукопроизношения в
связной и спонтанной речи на материале
стихотворения С. Есенина «Черемуха» с разбором по
вопросам, беседой и заучиванием стихотворения.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

31.

Занятие 61,62.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в свободной речи в ходе составления рассказа
из личного опыта.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

32.

Занятие 63,64.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков в свободной речи в ходе составления рассказа
из личного опыта.

2

практика

Кабинет
учителялогопеда

35

Открытое
занятие

Итоговая
диагностика

Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1.Дата начала занятий:__________________________________________
2.Фамилия, имя ребенка: ________________________________________
3.Возраст: _____________________________________________________
4.Жалобы родителей — __________________________________________
5.Слух

—

_________________________________________________

7.Общее развитие ребенка. _______________________________________
________________________________________________________________
8. Психические процессы: внимание, работоспособность
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9.Общее звучание речи:
Голос ______________________
Темп речи ___________________,
Артикуляция __________________,
Речевое дыхание _______________.

10.Состояние артикуляционного аппарата
а)строение ______________________________________________________
б)артикуляционная моторика:______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
С, 3, СЬ, 3Ь

Ц Ш, Ж

Ч Щ Р, Рь Л ЛЬ

__________________________________________________________________
11.Звукопроизношение

12.Фонематический слух ________________________________________
а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (п-т-к-х) слогового
ряда (па-та-ка-ха)ряда слов (порт - торт - корт)
б) различение на слух сходных звуков:
в парах звуков (п-б)
в парах слогов (па-ба)
в парах слов, картинок (почка - бочка)
в) воспроизведение звукового ряда (б-п-б)
слогового ряда (ба-ба-па)
ряда слов (почка - бочка - точка)
13.Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры _____________
14.Лексика ______________________________________________________
15.Грамматический строй __________________________________________
16. Связная речь. ___________________________________________________

38

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17.Заключение
о
состоянии
речевого
развития:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

38

Приложение № 3
ИТОГОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
1.Фамилия, имя ребенка: ___________________________________________
2.Общее развитие ребенка. __________________________________________
__________________________________________________________________
3.Общее звучание речи:
Голос ____________________________________________________________,
Темп речи _________________________________________________________
Артикуляция _______________________________________________________
Речевое дыхание ___________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата: артикуляционная моторика:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

С, 3,

СЬ, 3Ь

норм норма
а

Ц

Ш, Ж

норма норма

ЧЩ

Р, Рь

норма

норма

Л
норма

ЛЬ
норма

4.Зву
копр
оизн
ошен
ие

5.Фонематический слух ____________________________________________
а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (п-т-к-х) слогового
ряда (па-та-ка-ха)ряда слов (порт - торт - корт)
б) различение на слух сходных звуков:
в парах звуков (п-б)
в парах слогов (па-ба)
в парах слов, картинок (почка - бочка)
в) воспроизведение звукового ряда (б-п-б)
слогового ряда (ба-ба-па)

40

ряда слов (почка - бочка - точка)
6.Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры не
_________________________________________________________________
7.Лексика _______________________________________________________
8.Грамматический строй ___________________________________________
9. Связная речь. ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение о состоянии речевого развития:
__________________________________________________________________
____________________________
Дата: _____________________________________________________________
Учитель – логопед: _________________________________________________

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».