Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду определены приоритетные направления:
-создание развивающего, здоровьесберегающего, безопасного пространства для социализации и индивидуализации дошкольников;
- внедрение инновационных образовательных технологий в практическую деятельность;
- ориентация на качество образования;
- оптимизация профессиональной, личностной компетентности педагога.
Пространство групповых помещений организовано в видецентров детской активности, оснащенных развивающим материалом:
* Центр сюжетно – ролевой игры;
* Центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и математического развития;
*Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, дидактические игры;
* Центр строительно-конструктивных игр;
*Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и интересами детей. В групповых помещениях имеется игровой материал для сюжетно-ролевых игр, познавательного, интеллектуального, речевого, музыкального развития детей, продуктивной и творческой деятельности, игрушки и оборудование для игр во время прогулок. Для охраны и укрепления здоровья детей в каждой группе созданы уголки двигательной активности, оснащенные физкультурно-игровым традиционным и не традиционным оборудованием, предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
Оборудованные учебные кабинеты
В детском саду совместными усилиями педагогов и родителей создана безопасная, трансформируемая, многофункциональная, развивающая предметно-пространственная среда, способствующая приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества. Особоевнимание уделяется познавательно-исследовательскому развитию воспитанников,их творческой активности, гибкости мыслительной деятельности, воображения. В каждой группе созданы условия для детской познавательно-исследовательской деятельности.
В детском саду скоординирована работа специалистов:учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и созданы адекватные условия для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с общим недоразвитием речи логопедический кабинет .Для детей с ОВЗ созданадоступная безбарьерная предметно-пространственная среда.
Объекты для проведения практических занятий
Для проведения
практических занятий с воспитанниками оборудованы объекты:
*мини туристический комплекс ,
* театральные подмостки,
* кубанское подворье и огород, фитоогород;
* передвижные:изостудия, экологическая
лаборатория, легоцентр.
В результате совместной деятельности
педагогов, детей и родителей выработан стиль педагогического общения:
свободный, способствующий позитивной социализации и индивидуализации каждого
ребенка.
Вся
предметно-пространственной среда детского сада способствует индивидуализации
развития, предоставляет ребенку возможность выбора средств и форм активной
деятельности. Многие образовательные задачи решаются благодаря долгосрочному
проекту "Игровые маркеры пространства", который обеспечивает создание
условий для всестороннего развития ребенка, инклюзивного образования,
возможность общения и совместной деятельности детей.
п/п |
Помещения и площади ДОО |
Назначение |
1 |
Кабинет заведующего |
Индивидуальные
консультации, беседы с педагогическим, обслуживающим персоналом и родителями
воспитанников. Просветительская,
разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей
дошкольного возраста. |
2 |
Методический
кабинет |
Методическая
литература для педагогов. Энциклопедическая
и художественная литература для детей. Картотека видео
и аудио сказок. Проведение
семинаров, консультаций, круглых столов, мероприятий по повышению
профессионального уровня педагогов, подготовка к профессиональным конкурсам,
разъяснительной работы с родителями по вопросам воспитания и развития детей
дошкольного возраста. |
3 |
Музыкальный зал |
Проведение музыкальных
занятий с детьми дошкольного возраста: праздничных утренников, вечеров
развлечений, тематических занятий с детьми; открытых итоговых занятий; театрализованных
представлений; просмотров фильмов и мультфильмов; индивидуальной и групповой
работы с детьми; слушание музыки. |
4 |
Физкультурный
зал |
Утренняя
гимнастика под музыку; физкультурные занятия, индивидуальная работа с детьми;
обучение элементам спортивных игр; спортивные праздники, развлечения,
физкультурные досуги, тематические акции, флэшмобы; совместные
мероприятия с родителями; укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому
образу жизни. |
5 |
Спортивная
площадка |
Организация физкультурно –
оздоровительной работы: утренней гимнастики,
организованной образовательной двигательной деятельности; спортивных
развлечений, досугов (в соответствии погодными условиями); совместные
мероприятия с семьями детей;коррекционно-оздоровительная
работа; динамические часы. |
6 |
Групповые
помещения |
Образовательная
деятельность с детьми по всем направлениям развития. Создание
комфортных условий пребывания детей в ДОО. |
Кабинет
учителя-логопеда |
Создание
коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для
обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений. Проведение обследования
ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития; индивидуальные
коррекционные занятия с детьми. Оказание консультативной
помощи педагогам, родителям. |
|
7 |
Коридоры |
Обеспечение безопасности
информационно-просветительская работа с сотрудниками и родителями: -пропускной пункт, оснащенный
круглосуточным видеонаблюдением; -информационные стенды для
родителей; -информационные стенды для
сотрудников по ГО, ЧС, охране труда; -объявления; -выставка детских рисунков
«Мир глазами детей»; -информационный стенд «Мы –
будущие олимпийцы». |
8 |
Медицинский
кабинет |
Лечебно-оздоровительная,
просветительская, оздоровительная, консультативно-просветительская работа: -анализ заболеваемости детей;осмотр детей врачом-педиатром, врачами-специалистами; -прививки; -изоляция заболевших детей до
прихода родителей; -осмотр детей, антропометрия; -контроль за
санитарно-гигиеническим режимом. |
9 |
Пищеблок |
Обеспечение воспитанников
полноценным питанием в течение дня: завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Приготовление готовых блюд из
продуктов, доставленных поставщиком. Технологический процесс –
работа по утвержденному десятидневному меню. |
10 |
Прачечная |
Обеспечение своевременной и
качественнойстирки, сушки, глажения белья, спецодежды и других предметов
производственного назначения. Контроль выполнения
сотрудникамиДООправил эксплуатации выданного имущества. Обеспечение режима соблюдения
норм и правил ТБ. |
11 |
Прогулочные
участки |
Двигательная деятельность
(подвижные игры, индивидуальная работа, спортивные игры и упражнения,
самостоятельная двигательная активность). Познавательная деятельность
(наблюдения, опытно-исследовательская деятельность, игры с песком и водой). Игровая деятельность. Трудовая деятельность
(хозяйственно-бытовой труд, труд в природе). Художественно-творческая
деятельность. Сюжетно-ролевые игры. |
12 |
Метеоплощадка |
Наблюдения за
погодой (осадками, ветром, дневники наблюдений). Опытно-экспериментальная
деятельность детей дошкольного возраста. |
13 |
Мобильные
игровые модульные центры по познавательно-исследовательской деятельности
(летне-оздоровительный период) |
Образовательная
деятельность по познавательному развитию. Опытно-экспериментальная
самостоятельная деятельность дошкольников. Игры и
наблюдения. |
21 |
На территории
ДОО |
- Экологическая
тропа: представлено более 25 объектов живой природы, удовлетворяющая
познавательные потребности детей в области флоры Краснодарского края; - Мини
туристический комплекс |
Библиотека
В методическом кабинете библиотечный фонд представлен:
- детской и энциклопедической литературой,
- нормативно - правовыми источниками,
- литературой по пяти направлениям развития дошкольников,
- а также другими информационными ресурсами.
В каждой возрастной группе детского сада созданы библиотеки сдетской художественной и энциклопедической литературой. Воспитанники могут взять понравившееся произведение домой для семейного чтения.
Объекты спорта
В детском саду особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе и воспитанию основ здорового образа жизни. Просторные помещения зала оснащены современными модулями, развивающими тренажерами, стандартным и нестандартным оборудованием, которые позволяют осуществлять коррекцию отклонений в опорно-двигательном аппарате. Организованные виды деятельности, проводимые в зале и на спортивной площадке повышают интерес к физической культуре, помогают раскрыть индивидуальные способности, сохранять и укреплять здоровье каждого ребенка.
Средства обучения и воспитания
Содержательная насыщенностьсреды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ОП ДО. Образовательное пространство групп оснащено следующими средствами обучения и воспитания (в том числе техническими):
1. С целью поддержания познавательной активности детей:
- кубанское подворье и огород;
- настольно-печатные игры различного содержания;
- сенсомоторные уголки;
- уголки природы;
- экологическая лаборатория;
- наборы материалов для экспериментирования;
- комплекты книг в книжных уголках для рассматривания детьми;
- комплект демонстрационного материала по познавательному развитию;
- мультимедийная установка для демонстрации детям тематических презентаций и видеоматериалов познавательного характера;
- музыкальный центр.
2. С целью поддержания игровой активности детей:
- маркеры игрового пространства для сюжетно-ролевых игр «Кухня», «Библиотека», «Мастерская», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»;
- мягкие модули;
- передвижной легоцентр;
- игрушки-атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
3.С целью поддержания двигательной активности детей:
- мини туристический комплекс ;
- мячи, султанчики, флажки, гимнастические палки, скакалки, обручи для общеразвивающих упражнений;
- гимнастические скамейки для упражнений в равновесии;
- дуги для подлезания;
- мешочки для метания;
- маски для подвижных игр.
4. С целью поддержания творческой активности и возможности самовыражения детей:
- театральные подмостки;
- различные виды театров;
- музыкальные инструменты;
- передвижная изостудия;
- уголки изобразительной деятельности, оснащенные всем необходимым для поддержания творческой инициативы детей;
- конструкторы различных форм и размеров для конструктивной деятельности.
5. С целью поддержания эмоционального благополучия детей:
- уголки эмоциональной разгрузки и уединения.
6. С целью создания условий по элементарной экспериментальной деятельности:
-микроскопы;
- телескоп;
- пробирки;
- весы;
- мерки для разных материалов;
- бизиборды;
- пирамидки пластмассовые и деревянные;
- фигурные сортировщики с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объемными вкладышами;
- наборы деревянных цветных элементов простых геометрических форм;
- шнуровки различного уровня сложности;
- коллекции тканей, камней, природного материала;
- логические блоки правильных геометрических форм;
- комплект настольно-печатных игр для всех возрастных групп;
- набор знаков дорожного движения.
7. С целью художественно-эстетического развития:
-матрешки;
- шапочки-маски для театрализованной деятельности;
- трафареты для рисования;
- мольберты;
- комплекты детских штампов и печатей;
- комплекты изделий народных промыслов;
- ксилофон;
- металлофон;
- музыкальные колокольчики;
- набор шумовых музыкальных инструментов;
- карандаши цветные;
- наборы фломастеров;
- краски гуашь, акварельные;
- мелки восковые;
- комплекты демонстрационного материала по изобразительной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО постоянно пополняется с учетом плана ее обновления в соответствии ФГОС ДО.
Таким образом, образовательное пространство имеет свободно – определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые позволяют реализовать следующие принципы построения развивающей предметно – пространственной среды (далее РППС) в соответствии с ФГОС ДО: трансформируемость,полифункциональность,вариативность, доступность и безопасность.
Трансформируемостьпространства обеспечивается за счет:
- ширм, являющихся вспомогательными средствами, используемые детьми для ограничения и разделения игрового пространства с целью развертывания игр по интересам;
- мягких модулей, позволяющих преобразовывать пространство в зависимости от содержания игровой деятельности детей.
Полифункциональностьсреды обеспечивается:
-маркерами игрового пространства из пластика «Парикмахерская», «Мастерская», позволяющие детям свободно перемещать их в соответствии с их игровыми замыслами;
-маркерами игрового пространства из стульев «Компьютер», «01», «02», «Кухня», «Мастерская», позволяющие детям свободно перемещать их в соответствии с их игровыми замыслами;
- строительным материалом, конструкторами различных размеров и форм, используемых в качестве предметов-заместителей в игровой деятельности детей;
- наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов мебели, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности(в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);
- наборами мягких модулей,
- ширмами,
- оборудованием к сюжетно-ролевым играм.
Вариативностьобеспечивают:
- уголки уединения, используемые детьми, как в качестве эмоциональной разгрузки, так и с целью игровой деятельности в зависимости от игровых предпочтений;
- периодическая сменяемость игрового содержания среды;
- разнообразие игрового материала предметно-пространственной развивающей среды, удовлетворяющее все детские игровые предпочтения;
- использование всего пространства группы для реализации игровых замыслов детей.
ДоступностьРППС обеспечивается:
- созданной в ДОО «Доступной средой» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расположением в группе мебели и маркеров игрового пространства, соизмеримых с ростом детей, позволяющих им свободно использовать игровой материал по желанию;
- хранением игрушек, материалов и пособий в напольных контейнерах, обеспечивающих беспрепятственный доступ игрового материала.
Все предметы и оборудование РППСбезопаснодля использования детьми.
Кабинет учителя-логопеда , физкультурный зал, оборудованы для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Кабинет учителя-логопеда оснащен пособиями, играми по развитию речи и мелкой моторики, ноутбуком с компьютерной программой, бизибордом и др.
Физкультурный зал оснащен различными дорожками здоровья, игровым и спортивным оборудованием, детскими тренажерами, балансирами, стандартным и нетрадиционным оборудованием, предназначенными для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, развития координации и т.д.
Таким образом, РППС ДОО направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды; гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ воспитанников не имеется.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ воспитанников не имеется.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
Конструктивные
особенности здания предусматривает наличие пандуса центральной стороны
ДОУ. Так же в ДОУ оборудованы тактильные плитки, поручни внутри
помещений.
Имеется доступ к кабинетам администрации, медицинскому кабинету.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Кабинет учителя-логопеда предназначен для индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками компенсирующих групп, разнообразными бизибордами, пособиями для развития мелкой моторики, др.